Советы
по организации самообразования
Одним из условий повышения качества
работы дошкольного учреждения является
дифференцированное оказание помощи
педагогам на основе диагностики их
профессионального уровня. Задача
старшего воспитателя – оказать помощь
конкретному воспитателю в решении тех
проблем, которые вызывают у него
затруднение или являются предметом его
интересов. Однако эффективность работы
в конечном итоге определяется
самостоятельной работой педагога, его
самообразованием. Постоянная работа
педагога над совершенствованием своего
развития важна в силу специфики
педагогической деятельности, направленной
на развитие и воспитание ребёнка.
Педагогу не обойтись без серьёзных
знаний педагогических и психологических
основ обучения и воспитания, без
всесторонней информированности и
компетентности в выдвигаемых жизнью и
профессиональной деятельностью вопросах.
Только путём самообразования и творческих
поисков педагог придёт к своему
мастерству. Именно поэтому постоянное
стремление к самосовершенствованию
должно стать потребностью каждого
педагога дошкольного учреждения.
Самообразование – это целенаправленная
работа педагога по расширению и углублению
своих теоретических знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений в
свете современных требований педагогической
и психологической наук. Педагог должен
в течении учебного года или другого
периода времени углублённо заниматься
проблемой, решение которой вызывает
определённые затруднения или которая
является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного
учреждения многогранно и многопланово.
Основными направлениями в системе
самообразования педагогов дошкольного
учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в
определении ведущих направлений
профессионального развития педагогов,
можно порекомендовать следующую тематику
самообразования соответственно опыту
и педагогическому стажу.
Для
молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных способностей.
Для
воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для
опытных, творчески-работающих воспитателей:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для
педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой
самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность
педагога в профессиональном самообразовании
напрямую зависит от поддержки и помощи
старшего воспитателя. Методическая
работа необходима воспитателю:
- в определении темы, целей и задач;
- в планировании работы по самообразованию;
- в ходе реализации плана;
- в изучении и анализе результативности своей работы.
Этапы
и содержание деятельности по самообразованию
представлены в таблице.
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы работы по
самообразованию |
Деятельность
|
|
педагога
|
старшего воспитателя
|
|
1.
|
Формирование потребности в
самообразовании, самооценка
подготовленности, осознание необходимости
в знаниях, постановка целей и задач
|
Педагогическая диагностика
и всесторонний анализ деятельности
педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование |
2.
|
Планирование работы по
самообразованию
|
Консультирование и методические
рекомендации по разработке темы:
• в определении содержания работы по самообразованию; • в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения; • в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога |
3.
|
Теоретическое изучение
проблемы (знакомство с предметом,
выборочное изучение, анализ и самооценка
результатов)
|
Создание условий для работы
воспитателя по самообразованию:
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы; • тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей; • видеозаписи; • оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»; • материалы из опыта работы; • тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др. |
4.
|
Практическая деятельность
(применение знаний, навыков и умений
на практике: изготовление пособий и
атрибутов, организация и проведение
практической работы с детьми)
|
Оценка работы педагога по
самообразованию при посещении занятий
и других форм воспитательно-образовательного
процесса, изучение практических
материалов
|
5.
|
Подведение итогов самообразования
|
Привлечение к проведению
индивидуальной или групповой
консультации; выступлению на заседании
совета педагогов; проведению открытого
просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования: • выступление по итогам работы и обмену опытом; • составление картотеки по проблеме; • игры и пособия; • советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; • составление перспективного плана работы с детьми; • организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования; • оформление передового педагогического опыта |
Самообразование
не должно сводиться к ведению тетрадей,
написанию докладов и оформлению красочных
папок и стендов. Правильно организованная
работа по самообразованию должна стать
стимулом как для повышения профессионального
мастерства педагога, так и для развития
его личности.
План
работы по самообразованию
Воспитатель________группы №_____МДОУ д\с №____
Тема:_________________________________________
Цель, задачи:__________________________________
Воспитатель________группы №_____МДОУ д\с №____
Тема:_________________________________________
Цель, задачи:__________________________________
Литература:
- _________________________________________
- _________________________________________
- _________________________________________
Раздел плана
|
Сроки
|
Форма работы
|
Практические выходы
(рефераты, доклады, открытый просмотр,
выставка работ и т.д.)
|
Выводы:
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий