ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ

В течение дня проводится две прогулки: дневная и вечерняя.
Одежда и обувь детей должна соответствовать сезону.
Одежда воспитателя должна соответствовать погоде, быть удобной и позволять свободно двигаться.

  1. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГУЛКИ по СанПиН:
Ежедневная продолжительность прогулок составляет не менее 4 – 4,5 часов.
При температуре воздуха ниже -150С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Возраст детей
младший дошкольный возраст
(дети с 2 до 4 лет)
старший дошкольный возраст
(дети с 5 до 7 лет)
Не проводится прогулка если:
температура воздуха ниже –150С
скорость ветра более 15 м/с
температура воздуха ниже –200С
скорость ветра более 15 м/с

  1. БЕЗОПАСНОСТЬ
Перед выходом детей на участок обязательно просматривается территория на предмет обнаружения травмоопасных предметов (стекло, шприцы, гвозди, пеньки, доски и т.д.).
Воспитатель должен знать какое количество детей он выводит на прогулку.
В целях предупреждения перегревания детей в зимнее время года во время сборов на прогулку, с первой подгруппой детей выходит воспитатель и ждёт у подъезда. Вторую подгруппу одевает и выводит младший воспитатель.
В летнее время обязателен головной убор и соблюдение питьевого режима.

  1. ИГРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Игровое оборудование для прогулки называется выносным материалом.
Выносной материал должен быть лёгким (т.к. дети по возможности должны сами выносить его на участок), хорошо мыться.
Для оборудования изготавливают специальные короба с ручками или используют пластиковые контейнеры. Каждый короб подписан или обозначен эмблемой.
Например:
1-й короб «Физкульт-ура!» (атрибуты для подвижных игр, спортинвентарь)
2-й короб «Песочный городок» (песочные наборы)
3-й короб «Поиграй-ка!» (игрушки для сюжетных игр)
4-й короб «Юный художник» (бумага, карандаши и т.д., бросовый и природный
материал)
5-й короб «Почемучки» (оборудование для проведения опытов: пластиковые
баночки, посуда, ложечки, лупа и.т.д.)
6-й короб «Помощники» (оборудование для труда)


  1. СТРУКТУРА ПРОГУЛКИ
Дневная прогулка проводится по 5-и этапам:
1 ЭТАП наблюдение
2 ЭТАП подвижные игры
3 ЭТАП сюжетно-ролевые игры
4 ЭТАП трудовые поручения
V ЭТАП индивидуальная работа по развитию движений, навыков, умений
Последовательность этапов может изменяться в зависимости от желания детей, наличия объекта наблюдения, изменения условий для прогулки, места прогулки.
Содержание каждого этапа напрямую зависит от программных задач.

1 ЭТАП:
НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение в старшем возрасте может быть: кратким (1 день); длительным (до 3-х дней); сравнительным (например: сравнить дерево и куст).
Составл

Объекты для наблюдений
Возраст детей
младший дошкольный возраст
(дети с 2 до 4 лет)
старший дошкольный возраст
(дети с 5 до 7 лет)
Живая природа
растения, деревья, птицы, животные, листопад растения, деревья, птицы, животные
Неживая природа
    • природные явления: дождь, снег, град, иней, ветер;
    • небо: солнце, облака;
    • за погодой;
    • лед на лужах

    • природные явления: дождь, снег, град, иней, ветер;
    • небо: солнце, облака, части суток;
    • земля (структура);
    • вода (различные состояния);
    • камни.
Социальные явления и предметы
  • сезонный труд человека;
  • дома (большой – маленький);
  • транспорт;
  • сезонные изменения в одежде человека.
  • сезонный труд человека;
  • дома (различия в архитектуре и по назначению);
  • транспорт, техника;
  • правила дорожного движения;
  • сезонные изменения в одежде человека.


Наблюдение проводят как на территории детского сада, так и за пределами.
Структура наблюдения:
  • название объекта и длительность;
  • художественное слово с указанием автора (стихотворение, загадка, выдержка из литературного произведения, пословица, поговорка и т.п.);
  • основные наводящие вопросы (младший возраст: 2-3; старший возраст: 3-5);
  • дидактическая игра, упражнение или опыт на закрепление.

2 ЭТАП:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Планируется 3 подвижных игры: одна игра со всеми детьми (как правило, это новая игра) и две игры с подгруппами детей (знакомые игры). Проводить можно и большее количество игр по желанию детей и в зависимости от времени года (в холодное время – игры малой подвижности, но по количеству больше 3-х).
Основное движение во всех играх должно быть различным: прыжки, бег, лазание, ползание, ходьба, ориентировка в пространстве, перестроения, бросание, ловля, метание.
В старшем возрасте обязательно проводятся спортивные игры: хоккей, городки, баскетбол, футбол, бадминтон, ходьба на лыжах, катание на велосипеде, санках, а также игры-эстафеты.
Место проведения игр: участок, веранда, спортивная площадка и т.п.
Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в ДОУ.

3 ЭТАП:
СЮЖЕТНАЯ ИГРА (СИ)

На прогулке проводят СИ, которые можно обеспечить необходимым игровым оборудованием. Воспитатель использует выносной материал, который служит только для игр на прогулке.
В зависимости от времени года и возраста детей изменяется содержание и количество СИ.

4 ЭТАП:
ТРУДОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ
Содержание поручений зависит от возрастных особенностей детей и определено в программе. Отражаются технические (развивающие) и воспитательные задачи.


5 ЭТАП:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Виды индивидуальной работы:
  • развитие основных движений: физическое развитие;
  • развитие мелкой моторики: игры с мелкими частями конструктора, песком, природным (палочки, камешки, листочки, шишки) и бросовым материалом (пластиковая посуда, пенопласт, крышечки и т.п.);
  • художественное развитие: рисование на песке или снегу палочками, использование шаблонов, трафаретов; изготовление поделок из природного или бросового материала;
  • музыкальное развитие: игры с музыкальными игрушками, хороводные игры, исполнение песен (в теплое время года);
  • работа по развитию речи (речевые игры), математических знаний и умений;
  • чтение литературы.

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ПРОГУЛКИ В ПЛАНЕ

Наблюдение за метелью (для детей старшего возраста): учить определять характерные признаки объекта наблюдения и его влияние на окружающих.
Метёт за окошком вечерний снежок,
Скорей одеялом укройся, дружок,
Метель каруселью кружиться,
Крылом укрывается птица. (Нина Пикулева)
  • Как называется сильный ветер со снегом? (метель, метелица, вьюга)
  • Как вы узнали, что на улице метель? (деревья сильно качаются, снег очень сильно кружится, а не падает тихими хлопьями, небо затянуто облаками, позёмка)
  • Как ведут себя люди в метель? (кутаются в воротники, шарфы, торопятся скорее домой, в тепло)
  • Как ведут себя птицы и животные? (прячутся в гнёзда, норки, в укромные места, маленькие птички жмутся друг к другу, чтобы согреться)
Подвижная игра «Снежинки» (сильный – слабый ветер)
Подвижные игры:
«Совушка» (со всеми): познакомить с правилами и упражнять в беге по сигналу.
«Пожарные» (с подгруппой): упражнять в вертикальном влезании;
«Волк во рву» (с подгруппой): упражнять в прыжках, метании.
Сюжетная игра «Семья»: закрепить умение проявлять гибкое ролевое поведение при развертывании сюжета.
Труд: закреплять умение работать лопаткой для снега, посыпать дорожку песком. Воспитывать способность испытывать радость от участия в труде.
Упражнять Олю С., Сашу А., Наташу М. в прыжках через скакалку (легко прыгать, плавно и ритмично вертеть веревку).


Для того, чтобы план проведения прогулки был более компактным, допускается вместо подробного описания:

  • указывать источник, из которого взято содержание игры или наблюдения (название книги, автор, страница);
  • использовать картотеки наблюдений и подвижных игр (указывается название игры или наблюдения, с кем проводится и № карточки, в которой расписан подробно ход игры или наблюдения).

В течение прогулки обязательно детям дается время для свободной игровой деятельности (30-40 мин).

Но, чтобы дети могли проявить самостоятельность, их необходимо сначала научить определенным умениям и навыкам!

Комментариев нет:

Отправить комментарий